Продлить подписку

    Понятие иммунитета в Аюрведе

Понятие иммунитета в Аюрведе

Аюрведа рассматривает понятие иммунитета в контексте баланса и гармонии самого человека. Не только его физического здоровья, генетики, но и ментального здоровья, моральных установок, культуры. Иммунитет может быть крепким только тогда, когда сам человек пребывает в гармонии с собой и окружающим миром.

По пирамиде Маслоу, которая говорит о потребностях человека, в понятие базовых входит удовлетворение голода, жажды, полового влечения, защищенность, потребность в общении, любви, принятии. В наше время, во времена развития современных технологий, базовыми потребностями становится также необходимость в виртуальном общения на уровне личных контактов, социума.

Таким образом, понятие составляющих здоровья очень широкое, оно включает в себя и социальное окружение. А также окружающую среду, которая оказывает огромное влияние на иммунитет человека.

И, надо понимать, что баланс иммунитета и общего здоровья в аюрведе отождествляется также с понятием Sat Vritta (должное поведение). Это то, как человек позиционирует себя, воспринимает, и проявляет себя в обществе. Необходима чистота на уровне физического тела, принятие пищи в правильное время, в необходимом количестве. Мысли и ум надо стараться держать в чистоте, потому что загрязненное сознание приводит к неправильным действиям и поступкам. Необходимо следовать Дхарме, то есть выполнять свои обязанности должным образом. А также уважать религиозные ценности, заботиться о душе.

Поэтому, аюрведа связывает понимание, что такое здоровье с понятием Swastha (Свастха), что переводится как, swa - я, сам, stha - установленный. То есть, человек, который находится в балансе и гармонии с собой и окружающим миром.

В древних аюрведических текстах говорится, что основным пониманием действия иммунитета в aюрведе - Vyadhi Kshanatwa (Вьядхи Кшаматва) - является противостояние заболеваниям. Vyadhi означает заболевание, Kshamatwa - способность противостоять ему.

Что же подразумевает под собой понятие хорошего иммунитета?

  • Это, в первую очередь, - баланс дош Питты, Ваты и Капхи,
  • это хорошая работа Агни (пищеварительного огня) и, соответственно, способность организма выводить малас (отходы), аму (промежуточные продукты метаболизма) из организма. И, как результат: 
  • это здоровье Дхату (тканей)
  • это сила организма, то есть Бала, или Оджас
Для разных Доша иммунитет проявляется по-разному. Сильнее всего иммунитет у Капха, среднее проявление - у Питта, и его слабое состояние - для Вата доша. Доши показывают, что может быть с телом под влиянием определенных внешних факторов.

Капха — это наша мышечная и жировая ткань. Это то, насколько организм крепко сложен. Питта — это Агни, и, если там проблемы, то иммунитет падает, так как организм расходует дополнительную силу на переваривание пищи, а не на поддержание баланса. А если заблокированы каналы выделения мала - шротас, то движение Ваты не сбалансировано. Вата доша очень важна для хорошей работы иммунной системы. Она задает движение всему а организме. В Чарака Самхите Вата описана как ключеая доша при решении проблем с иммунитетом. И мы видим, что необходимо гармоничное участие всех трех Доша в этом процессе.
Баланс Дош — это отсутствие, в первую очередь, патологий, это хороший гомеостаз. А дисбаланс Дош показывает проблемы с иммунной системой. Это движение в потоке, это гармония на уровне физического и тонких тел. 

И, если субдоши: Пачака Питта, Самана Вата и Кледака Капха на должном уровне, иммунная система хорошо работает.

А работа Джатхар Агни, главного пищеварительного огня, одного из 13 его видов — это форма трансформации одной энергии в другую. Трансформация гетерогенных субстанций в гомогенные. От того, как работает Агни, также очень многое зависит.

На силу в организме влияют многие факторы. Понятие Бала соизмеримо с понятием Оджаса. Это значит, что Шукра Дхату (репродуктивная ткань) обязательно должна быть в норме. Для того, чтобы быть сильным, необходим баланс Капхи, хорошее пищеварение, сон, чистая, здоровая кровь (Ракта Дхату). А для поддержания силы в организме необходимо правильное движение Вата доши.

Оджас, как таковой, является эссенцией каждой из Дхату, это защитная субстанция для всего организма. Он подразделяется на Пара оджас и Апара оджас.

Пара Оджас — это восемь капель в области сердца и легких. Он циркулирует по 10 основным каналам к сердцу. Это Т-клетки, которые вырабатываются тимусом.

Апара Оджас циркулирует по всему телу и питает ткани.

Существуют 3 вида повреждений Оджаса. Это Ojovisramsana (Оджавишрамсана), когда человек испытывает состояние слабости; Ojoyapat (Оджавьяпат ), когда возникает тугоподвижность, сильная утомляемость; и Ojokshaja (Оджакшая) - сильное истощение, кома. Это крайняя степень, которую трудно восстановить.

Как известно из аюрведы, человек рождается с определенным соотношением дош, что уже определяет многое из того, какой будет его иммунная система. Этот показатель называется Пракрити. Это состояние необходимо поддерживать, а также постоянно возвращать организм к этому состоянию, потому что природная конституция — это то, на что ориентируется аюрведа при выборе должного лечения и профилактики. 

Когда отклонение от природного состояния в организме слишком большое, мы имеем состояние Викрити. То есть, это текущая конституция на данный момент, с которой надо работать, чтобы привести организм в баланс.

Многие факторы и причины крепкого иммунитета продиктованы рождением и другими объективными причинами, но, надо учитывать и всегда помнить, что многое из того, что мы имеем, мы можем улучшить, и об этом также говорит Аюрведа.

В этой связи, необходимо знать, что иммунитет в аюрведе классифицируется на:

  • Sahaja (Сахаджа), природный - это качество спермы, яйцеклеток родителей, а также настрой и питание матери во время беременности.
  • Kalaja (Каладжа) - зависит от климата, смены сезонов, возрастного периода человека.
  • Yukti Krutaja (Юкти Крутаджа) - это то, какой вклад сам человек вносит в поддержании своего здоровья, создавая иммунитет при помощи здравого смысла.
И, как мы понимаем, существует много факторов, которые снижают иммунитет, делают его уязвимым к дисбалансу в организме и болезням. К ним относятся:

  • инфекции;
  • стресс; 
  • обезвоживание;
  • неправильный режим дня;
  • употребление алкоголя и табакокурение;
  • чрезмерные физические нагрузки;
  • страхи, ментальные проблемы и, как следствие - выход дош из равновесия, накопленная ама, хронические заболевания.
А к факторам, поддерживающим и укрепляющим иммунитет, относятся:

  • рождение в благоприятное время и в благоприятном месте;
  • проживание в странах с высокими показателями уровня здоровья и продолжительности жизни; 
  • питание;
  • физическая выносливость;
  • ментальная энергия и настрой человека, которые являются одними из важнейших факторов.
Как мы видим, аюрведическое определение здоровья говорит о поддержании физического, ментального, социального и духовного здоровья на должном уровне. И собственные усилия в поддержании здоровья имеют немаловажную роль. В настоящее время это особенно актуально, потому что люди сильно подвержены страхам и панике. Когда ум не спокоен, возникают блоки в физическом теле, и понижается иммунитет.

Поэтому, для поддержания хорошей, сбалансированной иммунной системы необходимо учитывать все вышеперечисленное и следовать здоровому образу жизни.

По материалам лекции Алатхиюра Нараянанан Намби


Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо            Хорошо


Аюрведа рассматривает понятие иммунитета в контексте баланса и гармонии самого человека. Не только его физического здоровья, генетики, но и ментального здоровья, моральных установок, культуры. Иммунитет может быть крепким только тогда, когда сам человек пребывает в гармонии с собой и окружающим миром.

По пирамиде Маслоу, которая говорит о потребностях человека, в понятие базовых входит удовлетворение голода, жажды, полового влечения, защищенность, потребность в общении, любви, принятии. В наше время, во времена развития современных технологий, базовыми потребностями становится также необходимость в виртуальном общения на уровне личных контактов, социума.

Таким образом, понятие составляющих здоровья очень широкое, оно включает в себя и социальное окружение. А также окружающую среду, которая оказывает огромное влияние на иммунитет человека.

И, надо понимать, что баланс иммунитета и общего здоровья в аюрведе отождествляется также с понятием Sat Vritta (должное поведение). Это то, как человек позиционирует себя, воспринимает, и проявляет себя в обществе. Необходима чистота на уровне физического тела, принятие пищи в правильное время, в необходимом количестве. Мысли и ум надо стараться держать в чистоте, потому что загрязненное сознание приводит к неправильным действиям и поступкам. Необходимо следовать Дхарме, то есть выполнять свои обязанности должным образом. А также уважать религиозные ценности, заботиться о душе.

Поэтому, аюрведа связывает понимание, что такое здоровье с понятием Swastha (Свастха), что переводится как, swa - я, сам, stha - установленный. То есть, человек, который находится в балансе и гармонии с собой и окружающим миром.

В древних аюрведических текстах говорится, что основным пониманием действия иммунитета в aюрведе - Vyadhi Kshanatwa (Вьядхи Кшаматва) - является противостояние заболеваниям. Vyadhi означает заболевание, Kshamatwa - способность противостоять ему.

Что же подразумевает под собой понятие хорошего иммунитета?

  • Это, в первую очередь, - баланс дош Питты, Ваты и Капхи,
  • это хорошая работа Агни (пищеварительного огня) и, соответственно, способность организма выводить малас (отходы), аму (промежуточные продукты метаболизма) из организма. И, как результат: 
  • это здоровье Дхату (тканей)
  • это сила организма, то есть Бала, или Оджас
Для разных Доша иммунитет проявляется по-разному. Сильнее всего иммунитет у Капха, среднее проявление - у Питта, и его слабое состояние - для Вата доша. Доши показывают, что может быть с телом под влиянием определенных внешних факторов.

Капха — это наша мышечная и жировая ткань. Это то, насколько организм крепко сложен. Питта — это Агни, и, если там проблемы, то иммунитет падает, так как организм расходует дополнительную силу на переваривание пищи, а не на поддержание баланса. А если заблокированы каналы выделения мала - шротас, то движение Ваты не сбалансировано. Вата доша очень важна для хорошей работы иммунной системы. Она задает движение всему а организме. В Чарака Самхите Вата описана как ключеая доша при решении проблем с иммунитетом. И мы видим, что необходимо гармоничное участие всех трех Доша в этом процессе.
Баланс Дош — это отсутствие, в первую очередь, патологий, это хороший гомеостаз. А дисбаланс Дош показывает проблемы с иммунной системой. Это движение в потоке, это гармония на уровне физического и тонких тел. 

И, если субдоши: Пачака Питта, Самана Вата и Кледака Капха на должном уровне, иммунная система хорошо работает.

А работа Джатхар Агни, главного пищеварительного огня, одного из 13 его видов — это форма трансформации одной энергии в другую. Трансформация гетерогенных субстанций в гомогенные. От того, как работает Агни, также очень многое зависит.

На силу в организме влияют многие факторы. Понятие Бала соизмеримо с понятием Оджаса. Это значит, что Шукра Дхату (репродуктивная ткань) обязательно должна быть в норме. Для того, чтобы быть сильным, необходим баланс Капхи, хорошее пищеварение, сон, чистая, здоровая кровь (Ракта Дхату). А для поддержания силы в организме необходимо правильное движение Вата доши.

Оджас, как таковой, является эссенцией каждой из Дхату, это защитная субстанция для всего организма. Он подразделяется на Пара оджас и Апара оджас.

Пара Оджас — это восемь капель в области сердца и легких. Он циркулирует по 10 основным каналам к сердцу. Это Т-клетки, которые вырабатываются тимусом.

Апара Оджас циркулирует по всему телу и питает ткани.

Существуют 3 вида повреждений Оджаса. Это Ojovisramsana (Оджавишрамсана), когда человек испытывает состояние слабости; Ojoyapat (Оджавьяпат ), когда возникает тугоподвижность, сильная утомляемость; и Ojokshaja (Оджакшая) - сильное истощение, кома. Это крайняя степень, которую трудно восстановить.

Как известно из аюрведы, человек рождается с определенным соотношением дош, что уже определяет многое из того, какой будет его иммунная система. Этот показатель называется Пракрити. Это состояние необходимо поддерживать, а также постоянно возвращать организм к этому состоянию, потому что природная конституция — это то, на что ориентируется аюрведа при выборе должного лечения и профилактики. 

Когда отклонение от природного состояния в организме слишком большое, мы имеем состояние Викрити. То есть, это текущая конституция на данный момент, с которой надо работать, чтобы привести организм в баланс.

Многие факторы и причины крепкого иммунитета продиктованы рождением и другими объективными причинами, но, надо учитывать и всегда помнить, что многое из того, что мы имеем, мы можем улучшить, и об этом также говорит Аюрведа.

В этой связи, необходимо знать, что иммунитет в аюрведе классифицируется на:

  • Sahaja (Сахаджа), природный - это качество спермы, яйцеклеток родителей, а также настрой и питание матери во время беременности.
  • Kalaja (Каладжа) - зависит от климата, смены сезонов, возрастного периода человека.
  • Yukti Krutaja (Юкти Крутаджа) - это то, какой вклад сам человек вносит в поддержании своего здоровья, создавая иммунитет при помощи здравого смысла.
И, как мы понимаем, существует много факторов, которые снижают иммунитет, делают его уязвимым к дисбалансу в организме и болезням. К ним относятся:

  • инфекции;
  • стресс; 
  • обезвоживание;
  • неправильный режим дня;
  • употребление алкоголя и табакокурение;
  • чрезмерные физические нагрузки;
  • страхи, ментальные проблемы и, как следствие - выход дош из равновесия, накопленная ама, хронические заболевания.
А к факторам, поддерживающим и укрепляющим иммунитет, относятся:

  • рождение в благоприятное время и в благоприятном месте;
  • проживание в странах с высокими показателями уровня здоровья и продолжительности жизни; 
  • питание;
  • физическая выносливость;
  • ментальная энергия и настрой человека, которые являются одними из важнейших факторов.
Как мы видим, аюрведическое определение здоровья говорит о поддержании физического, ментального, социального и духовного здоровья на должном уровне. И собственные усилия в поддержании здоровья имеют немаловажную роль. В настоящее время это особенно актуально, потому что люди сильно подвержены страхам и панике. Когда ум не спокоен, возникают блоки в физическом теле, и понижается иммунитет.

Поэтому, для поддержания хорошей, сбалансированной иммунной системы необходимо учитывать все вышеперечисленное и следовать здоровому образу жизни.

По материалам лекции Алатхиюра Нараянанан Намби