Продлить подписку

    Йога и Аюрведа

Йога и Аюрведа

Философия индуизма представлена различными течениями, философскими школами, или Даршанами. Даршан переводится, как воззрение, взгляд, учение.

Есть основные школы, это 6 Даршан - философских течений, принятых Ведами (Астика), на которых основывается Аюрведа. Они являются знаниями о жизни, говорящими о том, как прийти к физическому и эмоциональному здоровью, и, таким образом, к освобождению сознания. Какие именно:

  • Няя (Nyaya) — это очищение сознания и подготовка к поиску и восприятию знаний, попытка познать мир;
  • Вайшешика (Vaisesika) — это получение пониманий, озарений о том, как устроен мир; 
  • Санкхья (Sankhya) - изучение соединение понятий физического и метафизического устройства мира Пуруша и Пракрити;
  • Йога (Yoga) - получение практического опыта;
  • Мимамса (Mimamsa) - исследование, изучение, применение на практике; 
  • Веданта (Vedanta) - глубокое понимание и практика Ведических знаний.

Существуют еще другие концепции Даршаны, которые Веды, в основном, не принимают (Настика), а именно, - Чарвака, Адживика, Аджняна, Буддха и Джняна.

Чарвака — это индийская система материализма, согласно которой жизнь конечна и надо максимально получать удовольствия от жизни, невзирая на моральные ценности. В современной концепции она более тонкая, подразумевает соревновательный подход и позволение другим также получать удовольствия.

Адживика - говорит о том, что все предопределено. Она включает в себя также, как и Чарвака аморальные ценности, где нет ни поощрений, не наказаний, а присутствует понятие фатальности, а также материализм, как таковой, этернализм, говорящий об отсутствии свободы выбора, и агностицизм, поддерживающий идею о непознаваемости мира.

Буддизм - всем известное философское течение, и многие теории аюрведы развились из буддистских концепций сострадания. Будда связал сострадание и медицину, таким образом, в основе буддизма лежит избавление пациента от страданий. Эти знания широко распространились за пределы Индии. Но буддизм не принимает Веды, поэтому он не входит в основные философские школы.

Джайнизм в основе своей близок к философии Вед, так говорит о реинкарнации души, и это направление сильно повлияло на понятие ахимса (ненасилия) в философии Вед. Именно благодаря Джайнизму мы получили вегетарианский подход к питанию. Существует медицинский трактат "Кальянакарака", который был написан под влиянием Джайнизма.

Особенностью Аюрведы является ее холистический (целостный) подход к пониманию здоровья человека. Здоровье — это результат гармоничного взаимодействия со Вселенной. Поэтому Аюрведа в большей степени основывается на 6 даршанах, которые являются глубокими знаниями о жизни, ведущими к освобождению сознания. 

Школа йоги (одна из 6 даршан), основана философом Патанджали, составителем Йога сутр, на теоретической базе Санкхья. Она говорит о том, что мы должны не только размышлять, но также проживать теоретические знания на собственном опыте. Йога — это открытие области нашего сознания, а не только наша Пракрити. Лишь достигая трансцедентального сознания, можно прийти к истинному пониманию. Сейчас наше сознание находится внутри тела. Йога говорит о слиянии со Вселенским сознанием, то есть, о слиянии Джива атмы с Параматмой. Аюрведа подготавливает нас к Йоге. То есть, с помощью различных расаян, терапий, панчакармы происходит очищение разума, сознания, и идет подготовка к принятию Йоги.

Мимамса даршан известна благодаря риши Джаймини. Смысл этой философии в исследовании и анализе собственных действий. И идея такова, что невозможно слиться со Вселенским сознанием, пока человек не очистил свой разум, который можно по-настоящему очистить только следуя Дхарме. Миманса - критическое размышление, изучение окружающего мира, оценивание его с целью понимания, что такое Дхарма. И Аюрведа рассматривает Дхарму как способ достичь понимания, что есть Сукхья (мирское счастье) и Арогья (отсутствие страданий).

Веданта - высшая, завершающая школа учения Вед. Это конец познания, это понимание высшего опыта. Автором считается риши Бадараяна. Веданта пытается объяснить опыт сознания. То есть, объяснение дуализма и монизма сводится только к опыту, через которое сознание каждого получает его. Концепция Веданты состоит в том, что Вселенная — это неделимое сознание. И Аюрведа принимает эту концепцию.

Таким образом, мы приходим к выводу, что Аюрведа, в концепции единого философского течения Вед, — это не просто наука о повседневной жизни, профилактики здоровья и устранения заболеваний. Она занимается эволюцией сознания человека. И восприятие Йоги как единения тела, души и духа, помогает понять аюрведический принцип проживания жизни. Настоящее здоровье напрямую связано с расширением нашего сознания. Узкое мышление приводит к болезням, в то время как расширение сознания ведет к здоровью на всех уровнях.

По материалам «Базового курса Аюрведы» д-ра Рама Манохара

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо            Хорошо


Философия индуизма представлена различными течениями, философскими школами, или Даршанами. Даршан переводится, как воззрение, взгляд, учение.

Есть основные школы, это 6 Даршан - философских течений, принятых Ведами (Астика), на которых основывается Аюрведа. Они являются знаниями о жизни, говорящими о том, как прийти к физическому и эмоциональному здоровью, и, таким образом, к освобождению сознания. Какие именно:

  • Няя (Nyaya) — это очищение сознания и подготовка к поиску и восприятию знаний, попытка познать мир;
  • Вайшешика (Vaisesika) — это получение пониманий, озарений о том, как устроен мир; 
  • Санкхья (Sankhya) - изучение соединение понятий физического и метафизического устройства мира Пуруша и Пракрити;
  • Йога (Yoga) - получение практического опыта;
  • Мимамса (Mimamsa) - исследование, изучение, применение на практике; 
  • Веданта (Vedanta) - глубокое понимание и практика Ведических знаний.

Существуют еще другие концепции Даршаны, которые Веды, в основном, не принимают (Настика), а именно, - Чарвака, Адживика, Аджняна, Буддха и Джняна.

Чарвака — это индийская система материализма, согласно которой жизнь конечна и надо максимально получать удовольствия от жизни, невзирая на моральные ценности. В современной концепции она более тонкая, подразумевает соревновательный подход и позволение другим также получать удовольствия.

Адживика - говорит о том, что все предопределено. Она включает в себя также, как и Чарвака аморальные ценности, где нет ни поощрений, не наказаний, а присутствует понятие фатальности, а также материализм, как таковой, этернализм, говорящий об отсутствии свободы выбора, и агностицизм, поддерживающий идею о непознаваемости мира.

Буддизм - всем известное философское течение, и многие теории аюрведы развились из буддистских концепций сострадания. Будда связал сострадание и медицину, таким образом, в основе буддизма лежит избавление пациента от страданий. Эти знания широко распространились за пределы Индии. Но буддизм не принимает Веды, поэтому он не входит в основные философские школы.

Джайнизм в основе своей близок к философии Вед, так говорит о реинкарнации души, и это направление сильно повлияло на понятие ахимса (ненасилия) в философии Вед. Именно благодаря Джайнизму мы получили вегетарианский подход к питанию. Существует медицинский трактат "Кальянакарака", который был написан под влиянием Джайнизма.

Особенностью Аюрведы является ее холистический (целостный) подход к пониманию здоровья человека. Здоровье — это результат гармоничного взаимодействия со Вселенной. Поэтому Аюрведа в большей степени основывается на 6 даршанах, которые являются глубокими знаниями о жизни, ведущими к освобождению сознания. 

Школа йоги (одна из 6 даршан), основана философом Патанджали, составителем Йога сутр, на теоретической базе Санкхья. Она говорит о том, что мы должны не только размышлять, но также проживать теоретические знания на собственном опыте. Йога — это открытие области нашего сознания, а не только наша Пракрити. Лишь достигая трансцедентального сознания, можно прийти к истинному пониманию. Сейчас наше сознание находится внутри тела. Йога говорит о слиянии со Вселенским сознанием, то есть, о слиянии Джива атмы с Параматмой. Аюрведа подготавливает нас к Йоге. То есть, с помощью различных расаян, терапий, панчакармы происходит очищение разума, сознания, и идет подготовка к принятию Йоги.

Мимамса даршан известна благодаря риши Джаймини. Смысл этой философии в исследовании и анализе собственных действий. И идея такова, что невозможно слиться со Вселенским сознанием, пока человек не очистил свой разум, который можно по-настоящему очистить только следуя Дхарме. Миманса - критическое размышление, изучение окружающего мира, оценивание его с целью понимания, что такое Дхарма. И Аюрведа рассматривает Дхарму как способ достичь понимания, что есть Сукхья (мирское счастье) и Арогья (отсутствие страданий).

Веданта - высшая, завершающая школа учения Вед. Это конец познания, это понимание высшего опыта. Автором считается риши Бадараяна. Веданта пытается объяснить опыт сознания. То есть, объяснение дуализма и монизма сводится только к опыту, через которое сознание каждого получает его. Концепция Веданты состоит в том, что Вселенная — это неделимое сознание. И Аюрведа принимает эту концепцию.

Таким образом, мы приходим к выводу, что Аюрведа, в концепции единого философского течения Вед, — это не просто наука о повседневной жизни, профилактики здоровья и устранения заболеваний. Она занимается эволюцией сознания человека. И восприятие Йоги как единения тела, души и духа, помогает понять аюрведический принцип проживания жизни. Настоящее здоровье напрямую связано с расширением нашего сознания. Узкое мышление приводит к болезням, в то время как расширение сознания ведет к здоровью на всех уровнях.

По материалам «Базового курса Аюрведы» д-ра Рама Манохара